«И так сойдёт». Почему производители и торговые сети обманывают покупателя

Михаил Лачугин, предприниматель, независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети, рассуждает о том, на что должен обращать внимание покупатель в магазине. И как невнимательность большинства потребителей расхолаживает ритейлеров и производителей пищевки.

Часто ли мы задумываемся о свойствах продукта, который берём с полки в магазине? Присутствуя на фокус-группах по тестированию тех или иных продуктов питания, я обращаюсь с этим вопросом к людям самых разных социальных групп: студентам, пенсионерам, молодым родителям, предпринимателям. И почти всегда слышу ответ: «Нет, некогда разбираться, вижу привычную марку или что-то новое, покупаю». Это по меньшей мере удивительно, ведь человек платит свои деньги, иногда вполне приличные, но не пытается поинтересловаться истинным качеством продуктов, которые собирается употребить в пищу. 

Уловок, вводящих нас с вами в заблуждение, много, но остановлюсь на самых распространенных из них.

В связи с очередными попытками нашего государства регулировать продажи товаров с растительным жиром, маркетологи вынуждены придумывать новые способы привлечения покупателей именно к своему товару. То, что еще пару десятков лет назад делал производитель спредов RAMA, позиционируя свой продукт, как один из элементов здорового питания, сегодня пытаются копировать и другие производители. Кроме этого, они еще и лепят на свои продукты всякие значки «Эко», «Био» и прочее. В реальности же это не имеет никакого отношения к качеству и полезным свойствам продукта. Важно помнить, что сделан он с применением пальмового масла – компонента, который добавляют в продукты лишь с целью удешевления их себестоимости.

Сюда же добавим и уловки торговых сетей – с ценниками. Напомню, что согласно новым требованиям, с 1 июля текущего года на ценниках молочных продуктов в обязательном порядке должно быть обозначение БЗМЖ (без заменителя молочного жира) или СЗМЖ (с заменителем молочного жира). Покупатель, благодаря этому, должен быть проинформирован о том, присутствуют ли в продукте вышеупомянутые растительные жиры. Однако многие торговые сети предпочитают ставить в известность покупателей лишь об отсутсвии добавок. А рассказать о наличии растительного жира в тех или иных продуктах либо «забывают», либо указывают БЗМЖ, хотя в составе продукта растительный жир присутствует.

Здесь, кстати, есть ещё одна уловка. Возьмём, например, творожный сырок с начинкой из вареного сгущенного молока. В составе творога растительного жира может не быть, а вот «вареная сгущенка» может быть изготовлена именно на пальмовом масле, чтобы удешевить продукт. Но так как она не является основным ингредиентом сырка, то производитель смело указывать, что продукт растительного жира не содержит.

Ещё один аспект, который всё чаще приходится разъяснять – это состав продуктов.

В связи с появлением значительного числа «фермерских» и «крафтовых» продуктов на полках магазинов, весьма интересен их состав. Ведь он, по логике вещей, должен быть исключительно натуральным. Есть, например, некое «крафтовое» мороженое от производителя «Талосто», которое он активно продвигает на рынок. Или «фермерское» мороженое от корпорации «Юнилевер» (где фермеры, а где «Юнилевер» – вопрос риторический). И в том, и в другом случае производители заявляют о том, что их продукт изготовлен из отборных ингредиентов.

Однако они не спешат расшифровать эти ингредиенты. Откуда мне, покупателю, знать, какое, к примеру, сливочное масло было использовано при изготовлении этого «фермерского» мороженого? Тоже у фермеров приобрели? Или же купили в вагон этого масла брикетах у какого-нибудь крупного завода по оптовой цене? Рискну предположить, что второе. Такие же вопросы можно задать по сгущенному молоку, сухому молоку и другим компонентам.

Да, никаких регламентов на столь подробную расшифровку состава нет, может возразить мне производитель. Соглашусь. Однако если вы называете свой продукт каким-то особенным, призываете поверить в то, что он лучше других, было бы неплохо более доходчиво объяснять, чем именно он лучше. Хотя, учитывая уровень сознания российского потребителя, ему пока вполне хватает красивых слов на упаковке. Если уж «Домик в деревне» позиционируется как «бабушкино молочко из деревни», то что уж о других говорить.

Что делать покупателю? Во-первых, внимательно читать состав, во-вторых, отдавать предпочтение тем продуктам, состав которых максимально расшифрован и «разложен по полочкам». В идеале – идти на сайты производителей и искать информацию о том, с какими конкретно хозяйствами они сотрудничают. Уважающие себя производители, которым скрывать нечего, вполне открыто размещают эту информацию на своих ресурсах. Правда, таких пока меньшинство.

Если вы видите на упаковке с тем или иным продуктом надпись «100%», тоже не спешите верить в 100%-ную натуральность. Многие недобросовестные производители, включая и крупные транснациональные компании, например, производители соков, размещают такие надписи вовсе не потому, что их продукт натурален. Там может быть указано что-то вроде «100% качества», «100% честный продукт» или любая другая информация, лишенная какой бы то ни было смысловой нагрузки, но хорошо работающая на наших с вами стереотипах.

Размещение подобного рода информации на упаковке никак не регламентировано, поэтому и здесь придется быть внимательными.

«Фермерские» продукты. О них я подробно рассуждал в предыдущей колонке на «Новом проспекте». Если кратко, то убежден: всё то, что сегодня представлено на так называемых фермерских полках в крупных магазинах, не имеет отношения к фермерам. Это продукция достаточно крупных предприятий, ежедневно снабжающих десятки гипермаркетов и супермаркетов Петербурга и даже других регионов. Более того, даже на такой полке встречаются продукты с пальмовым маслом. Яркий пример – десерт от «Киржачского молочного завода» с заменителем молочного жира, представленный в «Ленте», «Окее» и других сетях именно на пресловутой «фермерской полке».

В заключение хочу сказать несколько слов в защиту производителей. Даже тех, кто вводит нас с вами в заблуждение. Многие из них работают так, как им диктуют торговые сети. Именно торговые сети зачастую вынуждают производителей менять состав, технологии изготовления того или иного продукта – делать всё для его удешевления. Ценовые войны, особенно когда они ведутся крайне бездумно и недальновидно (например, политика тотальных распродаж, ошибочность которой уже признали сами ритейлеры, загнав себя в ловушку) никогда положительно не скажутся на качестве.

Ритейлеры, же, в свою очередь, подстраиваются под нас – крайне плохо информированных потребителей, которые готовы сметать с полок либо дешёвый продукт, либо продукт с красивой этикеткой. Поэтому выход из ситуации, когда россиян кормят, не побоюсь этого слова, помоями, вижу только один – просвещение потребителя. Как только наберется критическая масса покупателей, которые начнут задавать торговым сетям все эти вопросы, ситуация начнет меняться. Медленно, но начнет. А пока ритейлеры продолжают демонстрировать многочисленные примеры неуважения к тем, кто приходит к ним за покупками.

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ