Балтийские порты заправляют СПГ
Константин Шмелев
Аватар пользователя Читатель
30.09.2019

В апреле этого года президент РФ Владимир Путин дал старт новому производству сжиженного природ­ ного газа в порту Высоцк. Проект мощностью 660 тыс. тонн в год, реализованный компанией «Криогаз­ Высоцк», стал первым среднетоннажным заводом СПГ на Северо-­Западе. И это только начало.

Первый пошел

ООО «Криогаз­ Высоцк» входит в группу «НОВАТЭК» российского миллиардера Леонида Михельсона. Реализованный в Высоцке проект включает в себя собственно СПГ­производство мощностью 660 тыс. тонн в год на ресурсной базе магистрального газопровода «Ленинград — Выборг — Госграница», резервуары для хранения и перевалочный терминал. 90% продукции предприятия предназначено к отправке в страны Евросоюза. В конце 2018 года заместитель председателя правления «НОВАТЭКа» Марк Джетвей отметил, что еще до окончания строительства около 30% объемов СПГ будущего завода уже имели заключивших контракты покупателей. ПАО «НОВАТЭК» и нидерландская компания Fluxys создали СП, которое будет заниматься реализацией проекта перевалочного терминала СПГ мощностью около 300 тыс. тонн в год в порту Росток (Германия).

По данным консалтинговой компании Vostock Capital, в России сегодня производится 4% мирового сжиженного природного газа, в списке экспортеров этого вида топлива страна занимает 8­е место после США и Алжира. Всего на планете сегодня 19 стран, которые экспортируют сжиженный природный газ. Лидерами экспорта являются Катар и Австралия (46,8% экспорта СПГ). Но, по прогнозам Минпромторга РФ, уже к 2035 году наша страна должна производить и экспортировать до 20% СПГ в мире.

С вводом предприятия в Высоцке совокупная мощность северо­западных производите­ лей СПГ увеличилась в 9 раз. До апреля этого года в регионе функционировало только четыре малотоннажных завода: в Кингисеппе (10 тыс. тонн топлива в год, подконтролен группе компаний «Криогаз»), Пскове (23 тыс. тонн в год, ООО «Криогаз­ Псков»), Калининграде (21 тыс. тонн СПГ в год) и Петергофе (20 тыс. тонн в год) — оба завода эксплуатирует ООО «Газ­пром Газомоторное топливо».

На подходе и первый в регионе крупно­тоннажный завод СПГ. В марте этого года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подтвердил намерение госкорпорации ВЭБ профинансировать строительство одного из крупнейших в мире комплексов по производству СПГ в районе морского порта Усть­-Луга. Глава правительства отметил, что проект имеет существенное значение для укрепления конкурентоспособности страны. Сырьем для предприятия станет природный газ, поступающий с месторождений «Газпрома» в НАО. Проект реализует ООО «РусХим­Альянс», которое принадлежит ООО «Газпром инвест РГК» и АО «Русгаздобыча». В сентябре «РусХимАльянс» и НИПИГАЗ заключили договор на проектирование объектов будущего комплекса. Изначально проект «Газпром» планировал реализовать вместе с Shell, но затем он был переформатирован, а Shell его покинула. Проектная мощность предприятия составит 13 млн тонн СПГ в год. Если все нынешние планы будут реализованы, доля СЗФО в российском производстве сжиженного природного газа может возрасти до 26,7%.

Сливай мазут

Расположение производственных мощностей в портовых зонах на Балтике имеет значение не только с точки зрения укрепления места России на мировом рынке СПГ, но и позволяет дать мощный стимул для роста локальной отрасли бункировки судов. Поэтому участники портового бизнеса активно прорабатывают возможности размещения мощностей по сжижению газа на своих причалах. Так ООО «СПГ Горская» сообщало о намерении разместить мощности на 1,3 млн тонн в год в районе Горской, а ООО «Кировский завод Газовые технологии» рассматривало возможность реализовать проект на 200 тыс. тонн СПГ в год рядом с причалами Кировского завода.

Дело в том, что с 1 января 2020 года в Мировом океане будет запрещено плавание судов на тяжелых мазутах, содержание серы в которых превышает 0,5%. Запрет касается всех морских держав. Производители судового топлива пытаются решить эту проблему: одни переходят на дизельное топливо, которое в 2 раза дороже мазутов, что отражается на стоимости морских грузоперевозок, другие оборудуют корабли установками для обессеривания мазута — скрубберами. При этом, по словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, многих российских судовладельцев смущает финансовая составляющая — один скруббер стоит сегодня около $1 млн.

Остается третий путь — перевод судов на СПГ. Судовладельцы все чаще делают выбор в пользу сжиженного газа. И это создает новые перспективы для развития бункеровочного бизнеса в морских портах Петербурга и Ленинградской области, объем которого оценивается примерно в $800 млн в год. Новые суда строятся сейчас таким образом, чтобы их двигатели могли работать и на сжиженном природном газе, и на нефтяном топливе. «Поэтому для сохранения конкурентоспособности «Большому порту Санкт­-Петербург» не помешает иметь бункеровочный СПГ­ терминал», — отмечает директор аналитического центра «Дорн» Андрей Карпов.

«Перспективы СПГ­-бункеровок в регионе значительны, поскольку уже сейчас есть спрос на этот вид судового топлива», — соглашается директор по развитию ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева. По ее словам, один из лидеров мирового танкерного рынка, «Совкомфлот», в прошлом году ввел в эксплуатацию два танкера, работающих на СПГ. И эта серия будет продолжена, что открывает широкие перспективы для участников рынка бункеровки, обладающих специализированной инфраструктурой для заправки судов СПГ.

В ООО «Газпром инвест» сообщили, что единый оператор группы «Газпром» по реализации СПГ конечным потребителям тоже разрабатывает собственный проект судна­бункеровщика. «Кроме того, с 2020 года фидерные контейнерные линии начнут переходить на СПГ. Потребует специализированного портового сервиса и проект строительства двух паромов на СПГ для линии «Усть­Луга — Балтийск». Бункеровка станет дополнительным аргументом в конкурентной борьбе портов за грузы», — резюмирует Надежда Малышева.

Болконский, фамильный дом, старт продаж