Илью Трабера покинул секретный миллионер

25 Апреля 2023

Обладатель самого современного в России дноуглубительного флота порвал с крупнейшим в регионе портовым миллиардером. Он не будет инвестировать в приморский порт.

В начале апреля юридически расстались две компании с похожими названиями. ООО «Приморск-логистик» продало 45% долей в ООО «Приморск инвест» миллиардера Ильи Трабера и его партнеров. «Приморск инвест» был создан для привлечения инвестиций в самый амбициозный портовый проект Северо-Запада — строительство перегрузочного комплекса в порту Приморск с грузооборотом более 60 млн тонн в год — примерно столько переваливал Большой порт Санкт-Петербург до международных санкций и пандемии. Участники рынка видят за сделкой одну из наиболее загадочных персон российского бизнеса — Александра Рослякова, о существовании которого широкая аудитория узнала после его участия в шоу «Секретный миллионер».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «Приморск инвест» зарегистрировано в августе 2021 года в Петербурге. На данный момент по 30% долей компании принадлежат Илье Траберу и его бизнес-партнерам по строительству приморского портового комплекса Артему Бегуну и Рамису Дебердееву. 10% у Евгения Савкина, генерального директора ООО «Приморский УПК», инициатора строительства. До 5 апреля 45% долей «Приморск инвеста» были у ООО «Приморск-логистик», 10% — у закрытого паевого инвестиционного фонда «Промышленные партнеры», остальные доли распределялись между Трабером, Дебердеевым и Савкиным. Профиль «Приморск инвеста» — вспомогательная деятельность в сфере финансовых услуг, сведений о хозяйственной деятельности в СПАРКе нет.

По словам основного покупателя долей «Приморск инвеста» Артема Бегуна (это он приобрел 30% у ООО «Приморск-логистик»), эта компания создана на будущее. «Когда «Приморский УПК» начнет строительство портового комплекса, мы будем использовать «Приморск инвест» как один из инструментов инвестиций в строительство. На данный момент это техническая компания, она просто ждет своего часа. Ее можно назвать потенциальным финансовым механизмом, окончательная задача которого еще не определена», — сказал бизнесмен.

Четкие сроки начала строительства в Приморске пока не названы, зато известны масштабы предполагаемых инвестиций — около 275 млрд рублей. Напомним, «Приморский УПК» планирует построить в порту Приморск универсальный глубоководный портовый комплекс мощностью до 65 млн тонн годового грузооборота, это более 20% от общего грузооборота российских портов Балтийского моря. Основные виды грузов, которые будут там обрабатываться, — уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и сельскохозяйственная продукция. Проект увеличит мощности приморского порта почти в 2,5 раза, с 50 млн до 115 млн тонн.

А еще известен вероятный исполнитель одного из самых дорогих видов работ при любом портовом строительстве — дноуглубления. По словам участников рынка, это будет петербургское ООО «Онего шиппинг лтд», хозяин «Приморск-логистик», продавшего доли «Приморск инвеста» Илье Траберу и его партнерам.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «Онего шиппинг лтд», по данным СПАРК, зарегистрировано в Петербурге в 2010 году и полностью принадлежит бизнесмену Александру Куликову, он же генеральный директор. Компания специализируется на инженерных изысканиях и проектировании, ее выручка в 2022 году превысила 1,7 млрд рублей. У «Онеги» единственная «дочка» — ООО «Приморск-логистик». «Онего» владеет 99% ее долей, 1% лично у Александра Куликова. Прошлым летом «Онего» получила на ответственное хранение не имеющие в России аналогов дноуглубительные суда Nordic Giant и Arctic Scradeway. Суд арестовал их после отказа от участия в российских проектах владеющего ими гиганта мировой морской индустрии нидерландской Boskalis.

В отношении расставшегося с командой Ильи Трабера «Приморск-логистик» имеется еще одна интрига. Формально владельцем компании и материнской «Онего» является Александр Куликов. Но участники рынка называют владельцем бизнеса председателя попечительского совета Российской Федерации серфинга Александра Рослякова.

Из карточки «Онего» в СПАРК видно, что именно Александр Росляков создал эту компанию в 2010 году и до августа 2016-го был ее единственным владельцем и генеральным директором, после чего передал обе позиции Александру Куликову. С 2009 года Рослякову принадлежит еще одна петербургская транспортная компания — ООО «Онего шиппинг». С 2019 года она банкротится, процедура не завершена до сих пор. Другого бизнеса у Александра Рослякова нет. Это очень непубличная фигура, по большому счету, о нем как о бизнесмене писали лишь пару раз в 2018 году: он спонсировал предвыборную кампанию Ксении Собчак на выборах президента РФ и планировал запустить ветропарк в Волховском районе Ленобласти.

Вообще же Александр Росляков приобрел широкую известность после участия в известном телешоу «Секретный миллионер» на канале «Пятница» в 2017 году. Он рассказал там, как, родившись в простой семье, свой первый личный портфель с долларами заработал в 19-летнем возрасте. Для участия в шоу Александр Росляков приехал во Владимир под видом бомжа. С тех пор к бизнесмену прочно прикрепился псевдоним «секретный миллионер».

С «Приморским УПК» компания «Онего шиппинг лтд» с самого начала. Она разработала проект портового комплекса и выполнила для него изыскательские работы. Участники рынка уверены, что Александр Росляков и Илья Трабер не порвали отношения глобально, а разошлись исключительно в «Приморск инвесте».

«У них был совместный проект, который не пошел. Но когда начнется строительство порта в Приморске, «Онего шиппинг лтд» будет там подрядчиком «Приморского УПК». Что касается «Приморск инвеста», всегда лучше, когда инвестициями в проект занимается один хозяин, а Трабера и его компаньонов вполне можно воспринимать в этом смысле как одно целое», — сказал по поводу выхода «Приморск-логистик» из «Приморск инвеста» знакомый с ситуацией бизнесмен, просивший не называть себя.

Управляющий партнер производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко тоже считает, что любому инвестору будет комфортнее работать с компанией, у которой один хозяин.

«Мировая практика многократно подтвердила, что наличие двух-трех партнеров в бизнесе рано или поздно приведет к их расколу, зачастую с серьезными последствиями для самой компании. Наступает момент, когда кто-то работает больше, а кто-то меньше, и мнения всегда будут расходиться. Компания должна либо иметь одного собственника, либо стать акционерной, где как таковая роль собственника номинальна, а руководство осуществляют совет директоров и акционеры», — полагает бизнесмен.

Партнер и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов, напротив, полагает, что в инвестиционной компании иногда выгодно иметь большое число участников с малыми долями.

«Впрочем, всё зависит от обстоятельств: числа участников компании, размера вашей доли, наличия лица с крупным пакетом и других факторов. Миноритарному владельцу выгодно распределение бизнеса между несколькими участниками со средними и малыми пакетами — больше вероятность, что в процессе согласования корпоративных вопросов учтут его интересы. Владельцу контрольного пакета (50% + 1 голос) удобнее иметь нескольких миноритариев — легче проводить свои решения, опираясь на некоторых из них», — говорит юрист.

Связаться с «Приморск-логистик» не удалось — в доступных источниках контакты компании не указаны. Генеральный директор и владелец «Онего шиппинг лтд» Александр Куликов на предложение об интервью не отреагировал.

Актуально сегодня