Пандемия избавила психологов и коучей от стигмы
Спрос на психологические услуги в России с начала пандемии по разным оценкам вырос на 40–90%. Как показал опрос игроков рынка, проведенный «Новым проспектом», за последние 2 года он претерпел три ключевых изменения: большинство психологов перешли в онлайн, спрос на услуги вырос, консультации психологов вошли у россиян в привычку. Однако доступность психологических услуг не стала гарантией качества.
«Практически все психологические практики ушли в онлайн. Я веду практику уже более 20 лет и могу сказать, что люди всегда обращались к психологам, однако сейчас они стали более открыто об этом говорить», — делится президент Международной профессиональной ассоциации психологов, к. псх. н., член-корреспондент Международной академии образования, клинический психолог Ольга Хлебодарова. По ее словам, раньше на рынке психологических услуг традиционно наступало затишье с 20-х чисел декабря до середины февраля: люди готовились к новому году, а затем пытались восстановить финансовое положение. Однако в 2020 году перед Новым годом количество обращений выросло. Не произошло спада и в начале 2021 года. «Скорее всего, это связано с тем, что у каждого из нас Новый год всегда ассоциировался с началом нового этапа, а теперь для многих этот праздник знаменует неопределённость, люди просто не могут спрогнозировать свою жизнь на год вперед, размышляет Ольга Хлебодарова.
Бурный рост онлайн-услуг стал наиболее серьезным изменением на рынке психологических услуг, соглашается психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Надежда Двоскина. «Многие специалисты и клиенты впервые опробовали этот формат. Одновременно в профессиональной среде стало меняться и отношение к таким услугам: раньше такие решения часто воспринимались как компромиссные и далеко не самые лучшие. Считалось, что очно психологу намного проще установить контакт, следить за поведением клиента, быстро помогать ему в случае острых реакций. С пандемией онлайн-формат стал восприниматься как вполне работающий и эффективный», — отмечает Надежда Двоскина.
«Пандемия открыла психологам новые возможности. Многие специалисты научились вести свои страницы в социальных сетях и на специальных площадках. На мой взгляд, онлайн-консультация, конечно, несравнима с очным приемом. Психологу при работе важно замечать малейшие изменения в мимике и позе клиента, чтобы на основе этого задавать нужные вопросы. Но в сложившихся обстоятельствах для многих клиентов онлайн-прием — это выход», — считает психолог Алина Кутырева.
Спрос на психологические услуги в России с начала пандемии по разным оценкам вырос на 40–90%. Аналитики «Авито Услуг» оценивали рост спроса на психологов с началом второй волны пандемии на 89% по сравнению с 2019 годом. По данным сервиса Profi.ru, спрос на услуги психологов в крупных городах за всё время пандемии вырос в разы: в Волгограде, Челябинске, Казани, Перми, Самаре — в 5–9 раз; в Воронеже, Новосибирске и Екатеринбурге — в 4,5 раза. В Москве спрос вырос на 105%, в Санкт-Петербурге — на 115%. В обеих столицах рынок психологических услуг получил развитие, в то время как в регионах он практически стартовал с нуля.
«Количество обращений за психологическими и коучинговыми услугами увеличилось, — соглашается врач-психиатр, нарколог, психотерапевт, к. м. н. Вероника Сысоева. — Многие, попав в сложные жизненные ситуации, обратились за психологической поддержкой впервые, хотя ранее не считали это целесообразным».
На одну-две ступени ниже
По словам опрошенных «Новым проспектом» экспертов, запросы клиентов значительно изменились. Стало много случаев, связанных с повышенной тревожностью, чувствами беспомощности и гнева; возросло количество случаев, связанных с внутрисемейными конфликтами: далеко не все пары пережили период вынужденной изоляции без потерь.
«В кризисные времена состояние психики у всех людей ухудшается на одну-две ступени, а поскольку в нашей стране очень много травмированных людей, то ситуация обострилась», — говорит практикующий психолог Арина Ковина. Она отмечает большое количество обращений, связанных с болезненными разводами и дележом имущества.
«Больше стало запросов «как пережить утрату близкого», «как помочь близким и себе пережить горе», также появилась проблема выгорания медицинских работников среднего и младшего звена», — говорит Ольга Хлебодарова.
«Многие столкнулись с потерей (или с возможностью потери) работы. Больше стало и клиентов в состоянии острого горя, связанного с потерей близких людей. Кроме этого, людям пришлось столкнуться с ощущением некоей «жизненной паузы», связанной с локдаунами. Если раньше похожие запросы решались при помощи активных действий самого человека, то в этот период мы оказались довольно сильно ограничены: приходилось действовать в очень сложной ситуации, когда человек элементарно не мог лишний раз даже выйти в магазин», — вспоминает Надежда Двоскина.
Отдельное направление запросов периода пандемии связано с воспитанием детей и организацией удаленного обучения для них и удаленной работы для родителей. Взрослым пришлось столкнуться с большим количеством проблем, связанных с элементарной усталостью детей от длительного сидения дома.
«С введением карантина и самоизоляции психологи, по сути, начали получать новых клиентов: потерявших работу и близких, с финансовыми трудностями, нервными потрясениями. Нестабильность ситуации отражается на обычных гражданах: на тех, у кого есть ипотека, кредиты, у кого невысокие зарплаты. Но еще сильнее она ударяет по лицам с уже имеющимися психическими расстройствами. Такие заболевания могут проявиться или выражаться ярче. Поэтому могу с уверенностью заявить, что в ближайшие годы количество клиентов у психологов однозначно не уменьшится», — резюмирует Алина Кутырева.
Серая зона
Поскольку спрос на услуги психологической помощи в какой-то момент превысил предложение, в эту нишу хлынули маги, шаманы и псевдопсихологи. «Огромную популярность набирают эзотерика, шаманство, магические практики», — рассказывает Арина Ковина. «В соцсетях сейчас каждый второй начал разбираться в психологии, предлагает консультации, не имея диплома», — сетует Алина Кутырева.
Появление на рынке услуг «специалистов», получивших образование на двухмесячных курсах, не прошедших личную супервизию и обещающих быстрый и беззатратный результат — это обратная сторона доступности, считает психолог Елена Миронова. «Увеличивается количество обращений именно с тревожными переживаниями, страхами, и очень часто традиционная психология не может предложить мгновенных результатов, а вот мистические маги, называющие себя психологами, могут! И это тоже черта нашего турбулентного мира. И здесь конкурентные преимущества, как правило, не на стороне психологов и психотерапевтов с классическим образованием, которые честно говорят, что внутренней работы без усилий и боли не бывает», — отмечает она.
Объем рынка психологических услуг по разным оценкам составляет от 60 млрд до 100 млрд рублей. Бо́льшая его часть приходится на Москву и Санкт-Петербург. Объем петербургского рынка психологических услуг оценивается в 21 млрд рублей. При этом рынок не регулируется: в России нет соответствующего закона. В 2012 году был предложен законопроект «Об охране психологического здоровья граждан в РФ», в 2014 году на обсуждение в Госдуму был внесен проект закона «О психологической помощи населению РФ», но дальше обсуждений дело не пошло.
Неправомерное присвоение статуса «психолог» или «психотерапевт» у нас не наказуемо. По разным оценкам, доля профессиональных психологов в лучшем случае составляет 50% от общего числа предложений таких услуг, а среди частнопрактикующих специалистов — не более 10%.
Бо́льшая доля частных лиц, позиционирующих себя в качестве психоаналитиков и специалистов различных психологических направлений, не имеют не только специального, но и высшего образования. Однако даже наличие профильного высшего образования не гарантирует клиенту качественную помощь. «Сейчас психологии взялись обучать все кому не лень: даже в Институте нефти и газа есть факультет психологии. Появилось огромное количество заочных или краткосрочных программ по обучению психологии. При этом психологу-консультанту никакой сертификации в России не требуется, эта область у нас абсолютно не защищена, и вчерашние выпускники, совершенно не стесняясь, начинают практиковать, не понимая всей ответственности, сложности этой сферы, взаимосвязи психического и соматического», — делится с «Новым проспектом» кандидат медицинских наук, сертифицированный EAP психотерапевт на правах анонимности.
На ситуацию на рынке психологических услуг обратила внимание президента РФ Владимира Путина психолог из Пермского края Альфия Денисова в марте 2021 года. Во время встречи президента с волонтерами психолог отметила, что в России есть «серая зона» оказания психологических услуг, когда их самостоятельно оказывают люди без соответствующего базового образования. После этого Владимир Путин и предложил подумать над лицензированием определенных психологических услуг.
Пока же потребителей психологических услуг должно порадовать расширение рабочего инструментария и доступности услуг. «Все виды нестандартных практик, которые ещё 20 лет назад, когда я начинала свой путь в психотерапии, считались под запретом (это расстановки по Хеллингеру, виды телесной терапии, нестандартная работа с травмой и так далее), сейчас на фоне пандемии стали восприниматься всерьёз», — делится Арина Ковина.
«Даже традиционно очные направления психотерапии, включающие, к примеру, игровые или психодраматические методы, начали активно переориентироваться на онлайн-формат», — отмечает Надежда Двоскина.
Еще, говорит Арина Ковина, психологи стали чаще ходить друг к другу. Это, безусловно, отличная новость для российского рынка психологических услуг, где супервизия до сих пор не обязательна.
«Рынок психологических услуг изменился также радикально, как в далекие перестроечные годы, когда психология перестала быть чем-то неведомым для избранных и вошла в нашу реальность не как академическая наука, а как наука для жизни», — резюмирует Елена Миронова.
И эта наука для жизни теперь на расстоянии клика мышкой: стоимость услуг специалистов варьируется от 500 рублей за сеанс до бесконечности. Всё зависит от личного бренда. Например, автор бестселлера «Хочу и буду» Михаил Лабковский еще до пандемии оценивал 45 минут своей консультации в €1350. В среднем же одна консультация квалифицированного специалиста обходится в 1,5–5 тыс. рублей.
Новые условия — новые решения
Еще одно направление, которое получило активное развитие в пандемию, — это коучинг. В этом сегменте более четкая система профессионального отбора. Ключевая организация профессиональных коучей, Международная федерация коучинга (International coaching federation), объединяет свыше 42,5 тыс. практикующих специалистов в 147 странах мира. Она же занимается аккредитацией. В ее российском подразделении ICF Russia Chapter представлены 640 лицензированных коучей из 30 регионов страны. Помимо ICF Russia на российском рынке коучинговых услуг представлена Ассоциация русскоязычных коучей (АРК), которая с 2013 года участвует в разработке профессионального стандарта коуча совместно с Минтруда России и Агентством стратегических инициатив. И хотя с 2018 года разработка профстандарта подвисла на этапе повторной подачи второй версии профстандарта, в разговоре с «Новым проспектом» игроки коучингового рынка отмечают, что он «оказал позитивное влияние на рынок».
Оборот рынка коучинговых услуг в России оценивается экспертами в $100 млн. По оценкам АРК, к 2025 году он вырастет в 2–3 раза. Больше половины рынка приходится на Москву и Санкт-Петербург.
В 2020 году рынок коучинговых услуг устойчиво развивался: росло число клиентов, увеличилась продолжительность коучинговых контрактов, рассказали в ICF Россия. Клиенты находят коучей преимущественно либо по рекомендации знакомых, либо через профили в социальных сетях, также появилась тенденция подбора коучей в каталоге на сайте ICF Россия, где можно найти специалистов по разным направлениям деятельности (бизнес-коучинг, карьерный коучинг, коучинг родителей и подростков, лайф-коучинг, коучинг первых лиц, командный/групповой), стажу и т.д. Стоимость услуг коучей варьируется от 1 тыс. рублей до 100 тыс. рублей за сессию.
Исследование, проведенное ICF Россия среди своих членов в декабре 2020 — январе 2021, показало, что в 2020 году на рынке коучинговых услуг прослеживались следующие тенденции: выросла средняя продолжительность контрактов с клиентами, чаще всего клиентов и в бизнес-, и в лайф-коучинге волновали вопросы эмоционального состояния и поиска новых стратегий для жизни и развития бизнеса.
64% опрошенных коучей отметили рост количества клиентов в 2020 году, 56% опрошенных заключали с клиентами контракты на 4–7 сессий. Количество долгосрочных контрактов у коуча стало во многом зависеть от его стажа и уровня сертификации.
«С начала пандемии люди активнее обращаются к коучингу не только для решения бизнес-задач, но и за определением направления и стратегии своей жизни. Новые условия требуют новых решений. Увеличение количества долгосрочных коучинговых контрактов связано с поиском совершенно новых решений в условиях неопределенности, когда прежние стратегии работы и жизни уже не столь эффективны. Увеличение частоты обращений свидетельствует о росте доверия к эффективности коучингового сотрудничества», — резюмирует глава комитета по маркетингу и PR ICF Россия Светлана Мишина.
Существенно видоизменился и российский рынок обучения коучингу. Как рассказали «Новому проспекту» игроки рынка, количество образовательных коучинговых программ (ACSTH — Approved coaching specific training hours и ACTP — Accredited coaching training program) в середине 2020 года росло во многом за счет тех, кто пришел в коучинг в надежде получить дополнительную модную профессию. Однако в этом сегменте быстро наступил спад, поскольку профессиональное образование дорогое и непростое, да и наработка своего пула клиентов требует больших затрат. Хотя те, кто в профессии уже давно, продолжают обучение: программы для коучей, продолжающих профессиональное образование (CCE — Continuing coach education) показали серьезный рост. По данным Coaching Hub, в 2020 году количество таких программ увеличилось на 250%, большой прорыв совершили Эриксоновский университет, Центр развития коучей и менторов Елены Челокиди, Институт бизнес-коучинга: в их арсеналах появилось от трех до девяти программ ССЕ. С новыми аккредитованными ICF программами пришли семь организаций: Академия профессионального коучинга «5 призм», University of future business skills, Академия бизнеса EY, A.C. Coaching Inc., Международный коуч-центр «Система», Международная академия бизнес-коучинга 2WIN, Центр развития бизнес-групп и команд.
По оценкам АРК, через 5 лет коучинг станет неотъемлемой частью обучения и развития руководителей и персонала. В организации надеются, что рынок станет более цивилизованным, структурированным и сегментированным. В беседе с «Новым проспектом» игроки рынка отмечают, что в Москве и Санкт-Петербурге за пандемию отношение к коучингу, который раньше часто становился предметом для насмешек, изменилось к лучшему. Об этом свидетельствует и исследование рынка бизнес-коучинга и практик внутреннего коучинга в России, которое запустил Университет «Билайна» совместно с Международной рекрутинговой компанией Hays и Team Training Int. Высокий спрос на коучинг обусловлен новыми вызовами для руководителей крупных и малых бизнесов, считают авторы исследования. По их мнению, как и в сфере психологии, на рынке коучинга много специалистов разного качества: от «инфоцыган» до дорогостоящих специалистов, а рынка релевантных исследований и бенчмарков пока нет. Исследование, которое продлится до 22 августа, должно пролить свет на эту отрасль, уверены они. В любом случае пандемия сделала главное — дестигматизировала рынок психологических и коучинговых услуг. Теперь заниматься собой не стыдно.