БАД по контракту. Компания «Нутрилент» расширит производство в Ленобласти
Производитель биоактивных добавок «Нутрилент» расширит производство продукции в Ленобласти. Инвестиции в проект составят 200 млн рублей. Производство БАД по контракту, которым занимается инвестор, очень востребовано, говорят эксперты.
ООО «Нутрилент», расположенное на территории Ломоносовского района Ленобласти, планирует построить новую очередь завода по выпуску биологически активных добавок. Объем инвестиций составит 200 млн рублей. Об этом «Новому проспекту» сообщили в районной администрации. В рамках проекта запланировано расширение производства БАД в виде капсул и таблеток. В самой компании подтвердили планы по расширению, но подробности раскрывать не стали.
ООО «Нутрилент» занимается контрактным выпуском БАД в поселке Горбунки. Компания производит рыбий жир, витамин Е, комплекс для волос, кожи и ногтей, L-карнитин, витамин С и др. По данным «Контур.Фокус», выручка компании за 2023 год составила 633 млн рублей, чистая прибыль — 6 млн рублей. Совладельцы ООО «Нутрилент» — Олег Кувардин (65%), Сергей Мощенков (12,5%), Андрей Сысоев (12,5%), Андрей Зарецкий (10%).
Будущее за контрактом
Эксперты отмечают, что контрактное производство востребовано сегодня благодаря развитию собственных торговых марок (СТМ) у крупных розничных игроков. «У завода «Нутрилент» хороший потенциал для роста», — считает коммерческий директор RNC Pharma Николай Беспалов.
По словам Ивана Дындникова, директора по развитию Ассоциации производителей БАД, контрактное производство биоактивных добавок сегодня востребовано как никогда.
«Косвенным подтверждением этому служит рост числа производителей БАД примерно на 30% за последние 5 лет, а также двузначные и даже трехзначные темпы роста компаний, которые делают фокус на производстве СТМ. Основные заказчики здесь — аптечные сети, где сегмент СТМ достиг трети оборота всей категории БАД», — комментирует Иван Дындников.
Рынок БАД в России в настоящее время растет в деньгах, но слегка проседает в упаковках. По итогам прошлого года его емкость составила 130 млрд рублей, рост — 13%. В России действует 1,2 тыс. производителей БАД, 3,6 тыс. брендов, а также 17 тыс. SKU в аптеках и 55 тыс. SKU на маркетплейсах. Крупные производители БАД в России — компании «Эвалар», «Нижфарм», «Випилаб» и др. Более 80% брендов приходится на российские компании. За последний год на рынок вышло еще 300 производителей.
Хаос в торговле
Год от года число торговых марок и позиций БАД на рынке увеличивается. «Такая ситуация говорит о том, что идет жесткая борьба за потребителя», — комментирует Иван Дындников.
Но большое количество брендов на рынке вызывает у экспертов опасения. Как говорил на недавно прошедшем Фармацевтическом форуме им. Семашко руководитель товарной группы «Фарма» ЦРПТ Егор Жаворонков, «в розничной несетевой торговле БАД царит хаос».
«Производители препаратов продолжают выходить на рынок. Регистрация новых производителей идет в геометрической прогрессии. Но некоторые компании на самом деле производителями не являются. Часто это просто блогеры со своей торговой маркой или маленькие производства, делающие красивую упаковку, но на деле арендующие производственные площадки. Таких на рынке всё больше, и мы пока не видим, чтобы процесс их появления затухал», — констатировал он.
О проблемах на рынке БАД подробно рассказывает Иван Дындников. Он подтверждает, что на рынке большое количество недобросовестных производителей и поставщиков продуктов. Они свои БАДы не регистрируют, а те подчас содержат вещества, которые запрещены к использованию, например гормоны, синтетические фармсубстанции, в том числе рецептурные.
«На маркетплейсах такие продукты часто выдаются за БАД. Поэтому потребитель стал чаще выбирать продукцию в традиционном аптечном сегменте, в том числе в е-com аптеках. Там вероятность покупки опасной незарегистрированной продукции полностью исключена», — поясняет эксперт.
ПсевдоБАДы
Еще одна довольно большая группа участников серого рынка торговли БАД — это поставщики так называемых пищевых и комплексных добавок, которые на самом деле БАД не являются. Они также зачастую содержат опасные, запрещенные вещества. Более того, согласно нормам законодательства, в данной категории пищевых добавок к розничной реализации допущено только несколько продуктов, например сода пищевая, лимонная кислота, подсластители. Однако на маркетплейсах широко представлены линейки подобных псевдоБАДов, оформленных по декларациям о соответствии на пищевые добавки.
Исправить ситуацию должно было введение маркировки БАД в системе «Честный знак», которая действует в этом сегменте с конца 2023 года.
«Однако процесс маркировки еще настраивается. Серый сектор рынка продолжает существовать», — говорит Иван Дындников. Проблема в том, что сегодня маркетплейсы не несут ответственность за то, что предоставляют им на продажу селлеры, и оказывается, что во всём виноваты именно они.
«Не думаю, что это правильный подход в отношении пищевой продукции. Маркетплейсы должны нести солидарную с продавцами ответственность за то, что представлено у них на витрине», — заключает эксперт.